«ЗЛАТОСТРУЙ»
Том XX , С. 196-198
опубликовано: 12 февраля 2014г.

«ЗЛАТОСТРУЙ»

Содержание

некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста (из них часть действительно принадлежит свт. Иоанну, часть текстов, в т. ч. слав. происхождения, ему приписана). Известно несколько десятков списков «З.» XI-XIX вв. (полных сборников и фрагментов), из них ок. 40 рукописей младше XVII в. Выделяют пространную, краткую, особую (определена М. С. Фоминой) и саратовскую (определена амер. славистом У. Р. Федером) редакции сборника. Списки, содержащие сборник целиком,- восточнослав. происхождения, только в восточнославянских списках известна пространная редакция «З.».

Во всех списках пространной редакции «З.» вслед за оглавлением помещается «Прилог», где сообщается, что «З.» был составлен болг. царем Симеоном (893-927), к-рый, «Божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех книг» свт. Иоанна Златоуста и составил из них книгу, именуемую «З.», т. к. «сладкие речи» ее, словно «златые струи», омывают души людей. Исследователи по-разному интерпретировали этот текст: И. И. Срезневский считал, что «Прилог» мог принадлежать перу царя Симеона, В. Н. Малинин предлагал называть «Прилог» панегириком царю, составленным неизвестным книжником. При этом у всех исследователей не вызывала сомнения связь прототипа «З.» с этим болг. правителем. Малинин показал, что составитель прототипа «З.» использовал не труды свт. Иоанна Златоуста, но визант. сборники, содержащие извлечения из сочинений святителя или их переработки. В частности, источниками для «З.» могли быть компиляции из нравоучительных частей Бесед свт. Иоанна на новозаветные книги (Евангелие от Иоанна, Деяния св. апостолов, Послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам, к Филиппийцам, к Тимофею, к Титу, к Евреям).

Впосл. в сборник вошел ряд др. статей. К позднейшим дополнениям к пространной редакции следует отнести неск. эклог Феодора Магистра (Дафнопата), к-рые были написаны после составления прототипа «З.» («Златоструя царя Симеона»), а также ряд статей слав. происхождения; при этом среди памятников, входящих в пространную редакцию, отсутствуют, по всей видимости, тексты, созданные или переведенные после XI в. Различные хронологические слои можно выделить и в краткой редакции «З.». Т. о., первоначальный сборник («Златоструй царя Симеона») не сохранился, к нему, вероятно, восходят обе наиболее распространенные его редакции (пространная и краткая). Те обстоятельства, что во фрагментах «З.» XIII в. встречаются календарные отсылки, а список XII в. находится в одном сборнике с древнейшим списком минейного Торжественника, заставляют поставить вопрос о связи «З.» с календарными, прежде всего триодными, сборниками. Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку даже ранние отрывки сборника, содержащие календарные указания, отстоят от времени создания архетипа более чем на 3 столетия и поэтому могут отражать один из этапов позднейшей истории бытования сборника. В то же время в лит-ре (Иванова. 1976) отмечается явная текстологическая вторичность даже в древнейших триодных сборниках (напр., в Гомилиарии Михановича) гомилий, общих для них и «З.».

Заглавие у сборника появляется в рус. рукописной традиции не ранее кон. ХV-ХVI в. При этом оно не выносится в начало рукописи, но указывается в писцовых и владельческих записях: «Сия книга богодухнавенная, глаголемая Златоструя, дана бысть...» (ГИМ. Усп. № 14/бум., 1505 г.). Лишь в списках XVII-ХIХ вв. название появляется в заглавии: «Книга, глаголемая Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царяграда» (РГБ. Егор. № 1393, 2-я пол. XVIII в.); «Оглавление книги сей, глаголемыя Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, патриарха Царяграда» (РГБ. Овчин. № 233, XVII в.). В то же время это название может встречаться в рукописях, не имеющих ничего общего с «З.», напр., оно используется для обозначения «Стословца Геннадия» (РГБ. Рум. № 361) или выносится в заглавие некалендарного сборника смешанного состава (ГИМ. Син. № 682).

Тексты, входящие в «З.», имеют назидательно-дидактическую направленность, сборник не содержит догматических сочинений. В «Прилоге» объясняется цель составления сборника: «Да всяк почитаяй я… многу пользу в них души и телу обрящет». В поучениях «З.» говорится о необходимости посещать церковь и благоговейно внимать богослужению, соблюдать пост, приносить искреннее покаяние в грехах, почитать родителей, «учителей» и «старейшин». Истинно верующий человек должен быть щедр на милостыню, снисходителен к окружающим и милостив к недругам, должен заботиться в своей повседневной жизни о чистоте поступков и помыслов и всегда помнить о Страшном Суде. Ему не следует прельщаться мирскими соблазнами, предаваться скорби в бедах, чрезмерно оплакивать умерших. Пространная и краткая редакции имеют общую часть: 67 из 138 Слов пространной редакции встречается в большинстве списков краткой редакции. Тематически обе редакции сходны. «З.» предназначался для домашнего (келейного) чтения, был адресован как духовенству, так и мирянам. Обе распространенные редакции сборника представлены в Великих Четьих-Минеях митр. св. Макария. Краткая редакция «З.» помещена под 13 нояб. (день памяти свт. Иоанна Златоуста) во всех 3 списках Миней: Софийском (РНБ. Соф. № 1319. Л. 303-528), Царском (ГИМ. Син. № 176. Л. 584-993) и Успенском (ГИМ. Син. № 988. Л. 434-759). Полная редакция помещена в Успенском списке после чтений на 29 февр. (ГИМ. Син. № 991. Л. 890-1340).

Текстология

«Златоструй» и Торжественный минейный. Сентябрь - январь. Ок. 1461 г. (РГАДА. Ф. 196. On. 1. N 1679. Л. 227)«Златоструй» и Торжественный минейный. Сентябрь - январь. Ок. 1461 г. (РГАДА. Ф. 196. On. 1. N 1679. Л. 227)Краткая редакция «З.» известна в ок. 20 списках XI-XVI вв. Она представлена, в частности, следующими рукописями: древнейшим фрагментом сборника в рукописи XI в. РНБ. Q.п.I.74 («Златоструй Бычкова»), списком XII в. РНБ. F.п.I.46, «Финляндскими отрывками» XIII в. (БАН. 4.9.40 и 4.9.42), списком 1407 г. БАН. 33.16.15 и др. (К перечню из 12 рукописей, содержащих краткую редакцию «З.», к-рый приведен в ст.: Фомина. 1987. С. 188, необходимо добавить след. списки: РГАДА. Ф. 196. Мазур. Оп. 1. № 1679 (см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-102, 104, № 25), переписан в 1461 г. в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре со списка БАН. 22.16.15; ЯИАМЗ. Инв. № 15480 (см.: Лукьянов В. В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского обл. краевед. музея. Ярославль, 1958. С. 108, № 475. (Краевед. зап.; Вып. 3)), переписан также в 1461 г. в московском в честь Преображения Господня монастыре (Спаса на Бору) в Кремле. «З.» краткой редакции представлен на рус. почве также выборкой в составе 2 пергаменных сборников, восходящих к общему оригиналу: ГИМ. Чуд. № 21, кон. XIV - нач. XV в.; РГАДА. Ф. 357 (собр. Саровской пуст.). № 2, нач. XV в. (см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (1-я ст.) // ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 202-203 (№ 13, 18); Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. 2000. С. 259-260, 264, № 92).) Южнослав. (серб.) списки краткой редакции: Хиландар. № 383, нач. (?) XIV в. (отрывки - БАН. 13.7.1; РГБ. Григор. № 19 / М.1702); Хиландар. № 386, 1-я треть XIV в. (отрывок - БАН. 13.7.9) (датировки Н. Б. Тихомирова), и ГИМ. Воскр. № 115 (атрибуция текста и почерка сделана А. А. Туриловым) - представляют выборки разного объема из сборника краткой редакции, вероятно находившегося в Хиландаре по крайней мере до сер. XIV в.

М. С. Фомина выделила внутри краткой редакции 3 группы. Списки 1-й группы, в к-рую входит, в частности, пергаменный список XII в. РНБ. F.п.I.46 (неполный), помимо Слов свт. Иоанна Златоуста содержат произведения, надписанные именами др. авторов, а также Житие св. Таисии. В списках 2-й группы читается 1-я полная редакция апокрифического «Евангелия Никодима». Два списка 3-й группы содержат наименьшее число текстов: 21 и 53. Т. о., число глав в сборниках краткой редакции может варьироваться. В пергаменной рукописи РНБ. F.п.I.46 сохранилось 76 текстов, в Успенском списке Великих Четьих-Миней пронумеровано 119 глав. Особенностями краткой редакции «З.» можно считать относительную свободу в порядке следования текстов и открытость структуры сборника.

В отличие от краткой пространная редакция «З.» имеет достаточно устойчивый состав и порядок следования статей, которых насчитывается 138. В начале сборника помещается оглавление, состоящее из 2 частей: 1-я ч. содержит заголовки 45 статей и краткое их содержание, 2-я - перечисление названий остальных статей. Полная редакция «З.» сохранилась в наибольшем количестве списков, самые ранние относятся к ХV в. (БАН. 33.2.12; РГБ. МДА. № 43; ГИМ. Чуд. № 214; Там же. Муз. № 458 и 3455; Усп. № 14/1079). Известны списки этой редакции XVII-XIX вв., сборник целиком и выписки из него бытовали у старообрядцев.

Из списков «З.», содержащих 138 Слов, выделяется рукопись РГБ. Муз. № 8190 (XVI в.), отнесенная Фоминой к особой редакции памятника. Хотя список по объему совпадает с пространной редакцией, порядок расположения статей в нем иной. Помимо статей пространной редакции этот сборник включает 29 Слов свт. Иоанна Златоуста, большая часть которых не читается ни в одной из редакций «З.», эти Слова в рукописи не имеют номеров.

Особая редакция «З.», включающая мн. статьи, к-рые восходят к Изборнику 1076 г. или к его архетипу, представлена, как установил Федер, в рукописи 3-й четв. XV в. НБ Саратовского гос. ун-та. № 38 (по месту хранения кодекса эту редакцию уместно назвать саратовской). Время ее создания не установлено.

«З.» назван в числе рекомендованных к чтению сборников в 1-й краткой редакции Основного индекса истинных книг, зафиксированной в рукописях 1-й пол. XV в. Сборник указан в «Оглавлении книг, кто их сложил», автором к-рого, по-видимому, является чудовский мон. Евфимий: «Словеса св. Иоанна Златоустаго, собранные от его списаний Симеоном царем... их же числом 136». «З.» послужил источником при формировании календарных сборников уставных чтений (Златоуст и триодный Торжественник), а также некалендарного сб. «Измарагд».

Изд.: ВМЧ. Нояб., дни 13-15. Стб. 1180-1920; Малинин В. Н. Десять слов [Иоанна Златоуста из] Златоструя XII в. СПб., 1910; Георгиева Т. Й. Симеоновият Златоструй и неговият препис от XII в. Силистра, 2002 [факс. изд. древнейшего списка].
Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824. С. 15, 100. Примеч. 43; Шафарик П. И. Расцвет слав. письменности в Булгарии // ЧОИДР. 1848. № 7. Отд. 3. C. 37-59; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка, X-XIV вв. СПб., 1863. С. 192-199; он же. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, № 21-22 // СбОРЯС. 1867. Т. 1. С. 1-5, 6-27; Малинин В. Н. Исследование Златоструя по рукописи XII в. Имп. публичной б-ки. К., 1878; Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. Каз., 1890. Вып. 4. С. 103-110, 112-117, 120-153, 157-172, 205-207, 211-214, 225-228; Чаговец В. А. Прп. Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения: Ист.-лит. очерк. К., 1901. С. 84-126; Изергин В. Мат-лы для лит. истории древнерус. сборников: 1. Греческий источник одного Слова в «Златоусте» // СбОРЯС. 1905. Т. 80. № 1. С. 1-15; Соболевский А. И. Из области древней церковнослав. проповеди // ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 45, 50-52; Малоземов А. Слово Иоанна Златоустого на воскресение. СПб., 1908. (ПДПИ; № 169); Ильинский Г. А. Златоструй А. Ф. Бычкова XI в. София, 1929. (Български старини; Кн. 10); Иванова Кл. Неизвестна редакция на Златоструя в сръбски извод от XIII в. // Зб. историijе књижевности. Београд, 1976. Књ. 10. С. 89-107; Караулова Ф. В. Палеографическое и фонетическое описание рукописи «Златоструй» XII в.: АКД. Л., 1977; Thomson Fr. G. A Preliminary Study of the Sources of the Chrysorrhoas (Zlatostruy) Collection // Cyrillomethodianum. Thessal., 1982. Т. 6. Р. 1-65; Фомина М. С. Об одном источнике Великих Четьих-Миней митр. Макария: «Златоструй» // Проблемы лит. жанров: Мат-лы IV науч. межвуз. конф., 28.09.- 01.10.1982 г. Томск, 1983. С. 12-14; она же. Жанровые и сюжетно-композиционные особенности древнерус. лит. сборника «Златоструй» // Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький, 1984. С. 14-19; она же. «Златоструй» // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 187-190 [Библиогр.]; она же. «Златоструй» в слав. письменности ХII-ХVI вв. // Метод. рекомендации по описанию славянорус. рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 297-328; она же. Древнейшие списки сборника Златоструй в ранней слав. письменности: XI-XII вв. // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 34-53; она же. «Златоструй» как памятник лит-ры XII-XVI вв.: АКД. М., 2000; Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О Святой Троице, и о твари, и о Суде Божьем» // ДРВМ. 2000. № 2(2). С. 110-118; Николов А. Царят-богоподражател: Един пренебрегат аспект от политическата концепция на Симеон I (в сборника «Златоструй») // ГСУ, ЦСВП. 2001. Кн. 91(10). С. 109-122; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 26-28, 233, 238.
Н. В. Савельева, А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • «ИЗМАРАГД» древнерус. четий некалендарный дидактический сборник относительно устойчивого состава
  • «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников
  • ДРЕВНЕРУССКИЕ ВЛИЯНИЯ [восточнославянские] на книжность юж. славян (посл. четв. XII - сер. XIII, XVI-XVII вв.)
  • ДУБРОВСКОГО МИНЕЯ восточнослав. рукопись XI в., фрагмент Праздничной Минеи на июнь
  • ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения
  • «ЗОРОВАВЕЛЯ БЛАЖЕННОГО СЛОВО» ветхозаветный апокриф, компилятивный переводной древнерус. памятник, отражающий русско-евр. лит. связи домонг. времени
  • КААФ название нескольких памятников древнерусской книжности
  • «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.)
  • ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (кон. XI - нач. XIIв.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения
  • АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде
  • АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого "Хождением"
  • АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, 1-я четв. XV в.
  • АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
  • АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос, 1092 г., 4-я по древности датированная рукописная восточнославянская книга.